На рост рынка железнодорожных контейнерных перевозок повлиял эксперимент ОАО «РЖД»

На рост рынка железнодорожных контейнерных перевозок повлиял эксперимент ОАО «РЖД» Упрощение процедуры заявки на перевозку контейнерных грузов, внедренное ЦФТО, привело к увеличению объема перевозок контейнеров в России до рекордного уровня

Российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок за 2016 год вырос на 11% по сравнению с 2015 годом и достиг исторического максимума в 3,3 млн TEU (двадцатифутовый эквивалент), сообщили Gudok.ru в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал ОАО «Российские железные дороги»).

В 2017 году ЦФТО прогнозирует объем перевозок контейнеров на уровне 3,5 млн ДФЭ, что на 5,8% выше уровня 2016 года. В случае, если прогноз оправдается, будет снова побит исторический максимум. В ЦФТО сообщили, что наибольший прирост ожидается во внутрироссийском и транзитном сообщении. «В целях привлечения грузов к перевозке железнодорожным транспортом в 2017 году прием контейнеров во внутрироссийском прямом сообщении может осуществляться без подачи и согласования заявки на перевозку грузов», - сообщил Gudok.ru заместитель генерального директора по оперативной работе Леонид Воронин. 

Graphic_2 (1).jpg 
Инфографика: Андрей Локтев/Гудок

Предыдущий рекорд железнодорожных контейнерных перевозок был зафиксирован в 2014 году, когда объем перевозок в контейнерах составил 3,2 млн TEU. В 2015 году впервые за 5 лет объем рынка сократился - на 8% до 3 млн TEU. Таким образом, относительно уровня 2014 года объем рынка в 2016 году превышен на 1,4%.

Основной вклад в достижение рекорда внесли перевозки по внутрироссийским маршрутам. В этом сегменте рост составил 180 тысяч TEU или 12% по сравнению с 2015 годом. С учетом общего увеличения в 2016 году объема контейнерных перевозок на 302 тыс. TEU по сравнению с предыдущим годом рост внутренних перевозок составил 60%.

Опрошенные Gudok.ru эксперты считают, что на это повлияли меры, предпринимаемые ОАО «Российские железные дороги» в рамках политики клиентоориентированности, в том числе эксперимент ЦФТО по отмене подачи и согласования заявки на перевозку грузов формы ГУ-12, который привлек спотовых клиентов (то есть заинтересованных в отправке контейнера в день обращения, включая и выходные дни).  

В 2016 году вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ЦФТО Салман Бабаев принял решение при перевозке контейнеров в прямом сообщении (исключая припортовые станции) не требовать оформления заявки ГУ-12. Сначала это был эксперимент на период с 1 мая по 31 июля, а затем требование было полностью отменено. Если в первом полугодии прошлого года рост контейнерных перевозок был зафиксирован на уровне 6%, то во втором полугодии, после упрощения процедуры оформления грузотправки, рост составил уже 15%.

Ранее, согласно железнодорожному законодательству, грузоотправитель должен был предоставить заявку перевозчику в срок от 10 до 15 суток до начала перевозки в зависимости от вида сообщений. Теперь заявку можно не подавать, не визировать железнодорожную накладную и не заниматься оформлением груза при внутренних контейнерных перевозках. Упрощение сделано для привлечения грузов к перевозке железнодорожным транспортом в условиях конкуренции с альтернативными видами транспорта. Новый режим как раз и был внедрен для оформления срочных грузоотправок.

Для решения вопроса об упрощении процедур была создана рабочая группа, в которую вошли представители ЦФТО, операторы холдинга «РЖД» и крупнейший участник российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок - «ТрансКонтейнер». В частности, в рамках мероприятий рабочей группы проводились встречи с клиентами.


Graphic_1.jpg
Инфографика: Андрей Локтев/Гудок

По итогам 2016 года лидерство на российском рынке железнодорожных контейнерных перевозок сохранил «ТрансКонтейнер», обслужив 47,3% его объема. Компания, по ее данным, показала рост почти на уровне рынка - 9% (до 1,5 млн TEU). При этом наибольшее увеличение произошло в сегментах экспортных (на 13%) и внутренних (на 10%) перевозок.

Эксперимент ЦФТО сыграл значительную роль в приросте объемов перевозок контейнеров внутри страны, сказал Gudok.ru эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Дмитрий Черненок. «Это упростило клиентам доступ к услугам железнодорожного транспорта, а также сократило срок принятия решения на перевозку, что повысило конкурентоспособность железнодорожного транспорта», - сказал он.

Этот же фактор отметил и ведущий эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Сергей Оленин. «Отмена необходимости подачи заявки ГУ-12 при оформлении документов на перевозку способствовала сокращению сроков доставки грузов в контейнерах и привлечению дополнительных клиентов на железную дорогу», - сказал он Gudok.ru. При этом он отметил, что были и другие «локальные изменения в нормативно-правовой базе», которые способствовали росту рынка.

Черненок в свою очередь уточнил, что были упрощены и некоторые таможенные процедуры. Например, на станции Забайкальск введена система предварительного электронного декларирования, что позволило сократить сроки доставки контейнеров из Китая. «Прохождение границы на данном участке снизилось до минимума – с 2 суток до 2-3 часов», - пояснил эксперт.

Сергей Оленин также обратил внимание, что ОАО «РЖД» продолжает работу по развитию рынка контейнерных перевозок. Он напомнил, что в 2016 году ОАО «РЖД-Логистика» (дочерняя компания ОАО «РЖД») организовало тестовые поездки в рамках ускоренных контейнерных сервисов из Китая в Россию и транзитом в страны Европы.

Помимо этого, эксперт связал общий рост рынка с тем, что в контейнерах стали больше возить грузы, которые раньше в них почти не возили - насыпные, навалочные, наливные химические и нефтяные грузы. Тем самым повысился уровень контейнеризации.

Схожее мнение высказала Gudok.ru и член подкомитета по логистике комитета Торгово-промышленной палаты РФ по транспорту и экспедированию Людмила Симонова. Она также отметила положительную роль ОАО «РЖД» в развитии рынка, в том числе за счет проектов по увеличению скорости контейнерных перевозок. Вместе с тем, она отметила, что рост объема экспортного сегмента в 2016 году был связан с макроэкономическими причинами, в том числе с укреплением рубля, поэтому без развития промышленности это направление может не выдержать международной конкуренции. Эксперт даже не исключила снижения экспорта в краткосрочной перспективе.

Дмитрий Черненок предполагает, что рост контейнерных перевозок в России в ближайшее время может столкнуться с инфраструктурными ограничениями. «Слабое развитие сети терминально-логистических центров не сможет обеспечить увеличение скорости оборота контейнеров», - подчеркнул эксперт.

По мнению Сергея Оленина, развитие контейнерных перевозок способствует, в первую очередь, усилению экспортно-импортного и транзитного потенциала страны в основных отраслях промышленности. Положительные эффекты от роста уровня контейнеризации проявляются, по его словам, также в модернизации и развитии инфраструктуры - терминалов, станций и путей.



фото: Пресс-служба РЖД
Николай Логинов, Gudok.ru


К списку новостей